Дорогие друзья! Хочу поговорить о важном: как узнать, что ребенку больно, если он не может сказать об этом? 🤔
Нетипичное поведение у детей, особенно с РАС, часто имеет две ключевые причины.Первая - отсутствие функциональных навыков, когда поведение становится способом коммуникации для получения желаемого предмета, избегания задания, получения помощи и пр.
Вторая, о которой мы должны помнить всегда, - медицинские причины. Ребенок может испытывать боль, но не может сообщить вам об этом. Обычно это проявляется внезапно: резко повышается уровень поведения, которое раньше почти не проявлялось. Например, ребенок начинает бить себя кулаком по лбу, биться головой об стену, кусать себя за руку. ⁉️
В этом случае необходимо исключить проблемы со здоровьем! Возможно, функция такого поведения — не привлечение внимания или избегание трудного задания, а способ сообщить о дискомфорте- сигнал о боли: повышенном внутричерепном давлении, мигрени, отите, зубной боли, дерматите, проблемах с ЖКТ.
Я не призываю списывать все виды нежелательного поведения на медицинские проблемы, но мы должны быть бдительны, особенно в сезон простуд.
🤒Всегда стоит помнить: если ребенок не говорит о боли, это не значит, что ее нет. 😔Многие наши дети не обладают достаточным навыком коммуникации, которая позволяет им сказать «у меня болит/ мне больно» или показать, где болит или что болит.
Оценка боли - это работа в команде.👨👩👧👦
Помимо самого ребёнка, ключевыми экспертами являются его близкие - родители, опекуны. Они видят ребенка каждый день и лучше всех замечают малейшие изменения в поведении, мимике, активности. Из разговора с родителями мы можем узнать, как ребенок ел, спал, как себя в целом чувствует на их взгляд. Родители знают своих детей лучше кого бы то ни было и могут дать важнейшую информацию: «Кажется, он сегодня неважно себя чувствует/ плохо спал, отказывается от еды и питья, игры/ капризный/вялый». Наблюдательность - это ключ.🔑
Как мы, специалисты и родители, можем помочь? 🤝
При оценке боли мы специалисты учитываем невербальные знаки со стороны пациента, уровень его развития и интеллекта.Существует несколько методик, разработанных специалистами, которые работают с пациентами, которые не могут общаться – в том числе эрготерапевтами и медиками (неонатологами, анестезиологами, врачами паллиативной медицины).
Мы, конечно, не медицинские работники, но используем в своей работе эти шкалы - шкалы боли невербальных пациентов (шкалы боли невербальных детей). 📊
Важно сказать, идеальных и универсальных шкал для оценки боли не существует. Они не могут дать абсолютно объективную картину, поэтому к ним следует относиться как к вспомогательным, ориентировочным инструментам.Я познакомлю вас с некоторыми из этих шкал. Они помогут вам оценить состояние ребенка, а значит - легче установить с ним доверительный контакт. Наша общая задача - услышать этот безмолвный сигнал и помочь. Дать понять малышу, что его чувства не безразличны взрослому, что ему хотят помочь и помогут!
1.Шкала Вонга-Бейкера (FACE Scale) - это шкала для оценки боли по выражению лица.
Состоит из шести схематичных лиц: от улыбающегося (0 - «нет боли») до плачущего (5 или 10 - «самая сильная боль»).
Пациент, чаще всего ребёнок, выбирает лицо, которое лучше всего отражает его болевые ощущения. Проста и наглядна, особенно когда сложно описать боль словами. 
2.Шкала Oucher - это инструмент для оценки интенсивности боли у детей от 3 до 12 лет.
Она использует два параллельных варианта:Фотографическая шкала: шесть фотографий с выражениями лица ребенка (от "нет боли" до "сильнейшая боль").
Ребенок указывает на подходящее фото. Фото детей представлены в разных расах, что облегчает идентификацию.Числовая шкала: рядом находятся цифры от 0 до 10 (или 100) для детей, которые уже умеют считать.
Ребенок сам выбирает, по какой части шкалы ему удобнее оценить свою боль.
Это делает оценку более точной для разных возрастов. 
3.Шкала FLACC (Face, Legs, Activity, Cry, Consolability) - это поведенческая шкала для оценки боли у маленьких детей (от 2 месяцев до 7 лет) и пациентов, которые не могут говорить.
Она оценивает пять параметров по 0–2 балла каждый:Лицо (Facial expression)Ноги (Legs)Активность (Activity)Плач (Cry)Способность успокаиваться (Consolability)
Общий балл от 0 до 10: чем выше, тем сильнее предполагаемая боль. Это объективный инструмент, основанный на наблюдении за поведением ребёнка.
4.Шкала Эланда (Eland Color Tool) - это инструмент для оценки локализации и интенсивности боли у детей, которые еще не могут хорошо описать свои ощущения словами.
Как это работает:ребенку дают четыре цветных карандаша (красный, синий, зеленый, желтый), каждый из которых обозначает разную силу боли.Ребенок раскрашивает силуэт человечка в тех местах и теми цветами, где и какую боль чувствует.
Суть: красный- самая сильная боль, синий-чуть слабее, зеленый- слабая, желтый - просто неприятно.
Метод позволяет визуализировать сразу два параметра: где болит и насколько сильно.
5.Шкала рук (Hand Scale) — это простой наглядный способ объяснить интенсивность боли, особенно детям.
Как это работает:шесть положений руки и пятибалльная шкала показывают колебания боли при помощи одной руки.
Сжатая в кулак рука означает отсутствие боли, полностью раскрытая ладонь – нестерпимую боль.Пациент показывает, какое положение лучше всего отражает его боль.
Это интуитивно понятный инструмент без цифр и картинок.
6.Визуально-аналоговая шкала (ВАШ) (Visual Analogue Scale – VAS) - это один из самых распространённых инструментов для субъективной оценки интенсивности боли.
Подходит для детей старше 7 лет, которые понимают значение цифр.
Как это работает:пациенту показывают линию длиной 10 см. Левый край - это «нет боли» (0), правый край - «невыносимая боль» (10). Пациент отмечает на этой линии точку (или показывает пальцем), соответствующую его ощущениям.
Результат: расстояние от нуля до отметки в сантиметрах - это и есть числовая оценка боли (от 0 до 10).
Просто, быстро и позволяет отслеживать динамику.
Боль не должна быть безмолвной. Боль не должна быть безмолвной.Боль не должна быть безмолвной. Давайте сделаем ее видимой. 👁️ Чтобы каждый жест и крик, даже беззвучный, был услышан и помог!
Берегите своих детей и доверяйте своей родительской интуиции. Она - ваш главный инструмент! 💖
А на что вы обращаете внимание в первую очередь, когда чувствуете, что с ребёнком «что-то не так»? Поделитесь в комментариях, ваш опыт очень важен.💬
#неговорящиедети #невербальныедети #аутизм #рас #больудетей #абатерапия #ЖуковаМария #практикаречиЖукова


